Люк на крыше машины — взвесим все за и против
Последние рыночные тенденции показывают, что спрос на автомобили с такой опцией, как люк на крыше, стремительно возрастает. И неудивительно, покупатели хотят, чтобы их «железный друг» был не только безопасным, надёжным, но и максимально комфортным.
Люк на крыше прежде всего отвечает за эффективную вентиляцию салона. Если, например, водитель курит, то достаточно приоткрыть его, чтобы избавить пассажиров от вредного и порой раздражающего табачного дыма.
Люк делает автомобиль более презентабельным, придает ему некую изюминку. Для автолюбителей, которые рассматривают авто не только как средство передвижения, но и как неотъемлемую часть собственного имиджа, такая опция очень важна.
У люков есть и свои недостатки. Одни со временем при ненадлежащем уходе начинают течь, вторые в открытом состоянии ухудшают аэродинамику, третьи создают громкий шум в салоне. Так нужно ли выбирать автомобиль с такой опцией? Или всё же отдать предпочтение модели с цельной крышей? Давайте разбираться.
Какие разновидности люков существуют
Многие думают, что у всех люков одинаковая конструкция. Это не так. Между собой они отличаются функциональностью, устройством и размерами. Различают подъёмные, сдвижные интегрированные, сдвижные, подъёмно-сдвижные, двойные сдвижные, складные и панорамные люки. О каждом из них расскажем более подробно.
Подъёмные
Самый распространённый тип конструкции. Легко устанавливают своими руками в условиях гаража, они полностью не открываются. Есть две стороны, одна приподнимается, вторая сохраняет контакт с крышей. Подъём панели осуществляется с помощью кнопки, специального рычага, активирующего электродвигателя или ручки. Основные преимущества этого типа люков:
-
технически простая, выносливая и надёжная конструкция, не требующая дорогостоящего ухода;
-
возможность самостоятельной врезки в бытовых условиях;
-
низкая стоимость;
-
небольшие затраты на обслуживание и ремонт.
Подъёмные панели могут быть стеклянными и металлическими. Обладатель авто может выбрать оптимальный для себя вариант.
К недостаткам этих люков относят:
-
функционирование только на вытяжку;
-
отсутствие специальной шторы, защищающей от солнца и осадков;
-
возможность протечки при ненадлежащем и несвоевременном уходе.
Подъёмные конструкции встретить на новых современных автомобилях практически невозможно. Для бывших в употреблении машин отечественного автопрома их считают оптимальным решением.
Интегрированные сдвижные
Устанавливают их только у официальных дилеров и на заводах производителей, оснащают стеклянной панелью, которая сдвигается в пространство между потолочным отделочным материалом и крышей. В большинстве случаев приводит в действие панель электрический привод, Встречаются конструкции, у которых за открытие панели отвечает механическая поворотная ручка.
Достоинства интегрированных сдвижных люков:
-
возможность открытия в двух направлениях;
-
комплектация специальной шторой, надёжно защищающей водителя и пассажиров от солнечного света и осадков;
-
удобство эксплуатации.
Такие конструкции не лишены недостатков. Они существенно уменьшают пространство над головой пассажиров, которые сидят на заднем сидении. Без должного и своевременного ухода текут, в открытом положении негативно сказываются на аэродинамике автомобиля (в салон постоянно врывается сильный воздушный поток).
Интегрированные сдвижные люки со стеклянными панелями можно встретить на таких современных автомобилях, как Audi A5, BYD F3, Lifan Х60 и т. д.
Сдвижные
У них тот же принцип действия, что и у интегрированных аналогов. Оснащаются стеклянным щитом, который перемещается по направляющим верхней части крыши: задняя кромка поднимается, в результате чего стекло сдвигается над крышей назад. Приводятся в действие или механическим или электрическим приводом. Встречаются достаточно редко, на автомобилях немецкого производства, позиционируются как дополнительное оборудование.
Основные плюсы сдвижных люков:
-
не занимают внутреннее пространство в салоне автомобиля;
-
оказывают минимальное влияние на аэродинамические показатели;
-
имеют достаточно оригинальный и презентабельный вид;
-
придают автомобилю особую ноту и делают его внешне более привлекательным.
К недостаткам относят часто возникающие проблемы с дренажными каналами. Если их своевременно не почистить, они забиваются. В результате этого происходит течь в салоне.
Подъёмно-сдвижные
Сдвигаются над крышей, но только под определённым углом, который образуется после того, как их тыльная сторона приподнимается. Устанавливают в основном на южнокорейские и японские автомобили. Управление осуществляется с помощью электропривода или поворотной ручки.
Ключевые преимущества таких люков:
-
доступность обслуживания по сравнению с интегрированными аналогами;
-
придание авто определённого шарма и эксклюзивности;
-
простое и понятное обслуживание;
-
экономия пространства в салоне.
Среди основных минусов отмечают частое забивание грязью дренажных каналов, их пересыхание и механические повреждения. Когда люк открыт полностью, в салоне создаётся громкий аэродинамический шум. Подъёмно-сдвижные люки можно встретить на авто Hyundai Coupe, Hyundai Sonata и т. д.
Двойные сдвижные
Представляют собой две сдвижных конструкции, смонтированные рядом друг с другом. Переднее стекло сдвижное, заднее — «глухое». Такой тип люка можно увидеть в наши дни на УАЗ «Патриот». Открывается в основном вручную, с помощью ручки.
Преимущества этого типа люка:
-
лучший альтернативный вариант панорамной крыши;
-
минимальное влияние на жёсткость кузова;
-
придание автомобилю необычного вида и шарма;
-
множество дизайнерских решений, отличный вариант для тюнинга.
Среди недостатков — отсутствие в базовой комплектации шторок для защиты от осадков и солнечных лучей, ухудшение аэродинамики, двойной уход, сильный шум в салоне при открытии.
Встретить новые автомобили с двойными сдвижными люками практически невозможно. Им на замену пришли панорамные крыши, более функциональные и презентабельные.
Складные
Не комплектуются металлической или стеклянной панелью, её заменяет специальное водонепроницаемое тканевое полотно, которое при активации конструкции отъезжает в сторону кормы по полозьям и укладывается в виде складок у задней кромки.
Такие люки не устанавливают на стандартных общегражданских автомобилях. Их можно увидеть только на некоторых спорткарах. Конструкции выглядят оригинально и нестандартно. Если вы хотите, чтобы на ваше авто обращали внимание, установите складной люк.
Ещё один плюс — простая и предельно понятная конструкция, которую легко обслуживать и при необходимости ремонтировать. Полотно, используемое в качестве панели, легко заменяется, не выгорает на солнце, не промокает.
У складных люков есть и свои недостатки. Они требуют тщательного и кропотливого ухода. Ткань загрязняется, со временем теряет свой презентабельный вид, начинает протекать. Зимой ездить на авто со складным люком будет проблематично, а вот для лета — это оптимальный вариант.
Матерчатыми конструкциями оснащают некоторые марки авто Lamborghini и Bugatti, и то они не сворачиваются, а снимаются.
Панорамные
По своей конструкции напоминают панорамные крыши, но у них чуть меньший размер. Устанавливаются на самые разнообразные модели и марки авто, комплектуются стеклянной панелью, которая либо поднимается, либо сдвигается над крышей или под потолок.
Плюсы панорамных люков:
-
внушительная площадь остекления, придающая экстерьеру автомобиля неповторимый и яркий вид;
-
зрительное увеличение внутреннего пространства авто;
-
дополнительное освещение салона.
Панорамные конструкции позволяют встать в полный рост. Автомобили с такой опцией считают модными и креативными.
Если говорить о минусах, то нельзя не отметить тот факт, что кузовная жёсткость машин с панорамным люком существенно нарушается. Высота салона уменьшается. Опция стоит достаточно дорого. К тому же за огромной стеклянной панелью нужно постоянно тщательно ухаживать.
Плюсы покупки авто с люком на крыше
Так стоит ли выбирать авто с подъёмной или сдвижной панелью на крыше? Решать, конечно же, покупателю. Но, сказать несколько слов в пользу опции, всё же хочется:
-
Люк — это отличный компромисс кондиционеру. Если автомобиль не оснащён охлаждающим оборудованием, то наличие на крыше сдвижной или подъёмной конструкции будет только плюсом.
-
Если вы предпочитаете во время поездки любоваться окружающими красотами и звёздным небом, хотите, чтобы в салоне было светло и уютно, тогда опция крайне необходима.
-
Люк поможет раз и навсегда решить вопрос с качественной вентиляцией. Достаточно приоткрыть его, чтобы обеспечить внутреннему пространству значительный источник воздуха.
Через открытый люк в салон автомобиля практически не проникают выхлопные газы и пыль.
Почему от опции рекомендуют отказываться
Автомобили с люками не рекомендуют приобретать по следующим причинам:
-
При ДТП, когда машина переворачивается на крышу, открытый люк в большинстве случаев вдавливает в салон, пассажиры могут получить серьёзные травмы.
-
Люк не может в полной мере заменить кондиционер. Он не охлаждает воздух, а только обеспечивает его дополнительный приток и повышает качество вентиляции.
-
Демонтаж люка обходится очень дорого. Отверстие в крыше придётся в лучшем случае заваривать, в худшем — потребуется замена крыши.
-
Если своевременно не менять детали и комплектующие части конструкции, она становится негерметичной и начинает протекать, в салон регулярно попадает вода, обивка портится.
-
Очень часто выходит из строя электропривод управления, поэтому с открытием и закрытием постоянно возникают проблемы.
-
Жёсткость кузова автомобиля, в крыше которого установлен люк, снижается.
Подводя итог, можно сказать, что автомобиль с люком — это оригинально, презентабельно и достаточно комфортно. Если его своевременно обслуживать, проблем с эксплуатацией не возникнет, и такая опция принесёт только пользу.